Социальное взросление человека: монография

Автор: Посмитная С.Л., к.п.н.

От автора.

 

Образование как «социальная деятельность, ведущая к построению гражданского общества и развитию гражданской идентичности человека в изменяющемся мире» (А.Г. Асмолов) подразумевает осмысление социально-политических понятий «демократия», «гражданское общество», «гражданская идентичность» в педагогическом аспекте.

Демократизация общественных отношений предполагает наличие социального партнерства, основанного на паритетности интересов человека, общества и правового государства. Формирование правового государства направлено на установление в обществе социальной справедливости через предоставление человеку и социальным институтам законодательно закрепленных прав и свобод.

Критерием гражданского общества – «инженерии согласия» (Ю. Хабермас) и «способа сотрудничества» (Ю.М. Резник) – является способность человека интегрироваться в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства.

Способность к интеграции определяется наличием следующих характеристик гражданской идентичности:

  • правосубъектность – умение участвовать в договорных и правовых отношениях;
  • свободоспособность – умение осуществлять свободный выбор в условиях общепринятых норм и норм «абсолютной морали»;
  • гражданственность – умение устанавливать равновесие (баланс) между пониманием личной обособленности, самостоятельности (т.е. личного «хочу») и своей причастностью к обществу (т.е. общественного «надо»).

Эти «ментальные эффекты» (А.Г. Асмолов) человек приобретает в процессе социального взросления.

Признание гражданской идентичности ведущей целью и ценностью образования, а школьный возраст – благоприятным временем социального взросления человека привлекли внимание педагогической общественности  к вопросу о гражданском образовании как о ресурсе демократии (А.И. Галаган, К.Х. Делокаров, Дж. Дьюи, Дж. Патрик) и о моделях его реализации.

Однако распространенное сегодня представление о гражданском образовании как о гражданско-правовой социализации школьников (А. Гутников, А.И. Кравченко, О.В. Мушинский, А.Ф. Никитин, Я. Соколов, Н.И. Элиасберг и др.) и его реализация в виде имплицитной и предметной моделей (А.С. Аникеев, Л.Н. Боголюбов, Т.В. Болотина, А.Н. Иоффе и др.) не позволяют расценивать школьное гражданское образование как «ресурс демократии». Являясь ведущей компонентой гуманитарного образования, такое гражданское образование нацелено на урегулирование взаимоотношений между гражданской личностью и правовым государством, а не на обретение человеком способности к жизнедеятельности в условиях гражданского общества как «инженерии согласия» или «способа сотрудничества».

Недооценка гражданского образования как педагогического условия обретения ребенком способности к интеграции в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства является следствием выявленных нами противоречий:

  • между потребностью общества в личности, способной к жизнедеятельности в условиях изменяющегося мира, и недостаточностью педагогического сопровождения процесса становления гражданской идентичности личности школьника;
  • между сензитивностью школьного возраста для становления гражданской идентичности личности и отсутствием системы психолого-педагогической поддержки социального взросления школьников.

Выявленный нами комплекс противоречий определяет проблему: отсутствие теоретико-практического обоснования гражданского образования как педагогического условия социального взросления школьников в период очевидной востребованности обществом личности, способной к жизнедеятельности в условиях изменяющегося мира, – и тему исследования.

Скачать монографию можно здесь

 

Глава 1 Социальное взросление человека

Глава 2 Социальное взросление человека

Глава 3. Социальное взросление человека

Содержание. Социальное взросление человека

Список литературы. Монография

Приложение 1-2. Монография.Посмитная С.Л.

Приложение 3. Монография. Посмитная С.Л.

Приложение 4.Монография. Посмитная С.Л.

 

Если Вам понравилось наше предложение, оставьте комментарий.

Практическое применение научных положение отражено на страницах нашего сайта. Мастер-класс о способе измерения  учителем личностных достижений здесь.
Постоянная ссылка: http://ano-obr.ru/klassnomu-rukovoditelyu
Вверх