Секрет качества образования в планировании

Технология календарно-тематического планирования, обеспечивающая достижение ребенком личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

Конституция Российской Федерации и Закон «Об образовании» определяют возможность человека в получении качественного образования.

Демократизация общественных отношений, становление правового государства и гражданского общества представляют собой не только основы конституционного строя современной России, но и условия возможности получения человеком качественного образования.

Демократизация общественных отношений предполагает паритетность интересов человека, общества и государства на основе признания за участниками законодательно закрепленных прав и свобод. Соблюдение паритетности интересов определяется гражданской позицией человека, правовым характером государства и зрелостью общества.

Формирование правового государства обусловлено социальной справедливостью, устанавливаемой в результате правового урегулирования общественных отношений и предоставления человеку и социальным институтам возможности самостоятельно определять свои действия в рамках общепринятых правил и норм абсолютной морали.

Критерием гражданского общества – «инженерии согласия», «способа сотрудничества» является способность человека и социальных институтов осуществлять свободный выбор. Социальная зрелость общества определяется зрелостью человека, т.е. его способностью быть участником социального партнерства.

Государство, рассматривая образование как приоритетный ресурс демократизации российского общества, признало обретение человеком гражданской идентичности ведущей целью и ценностью образования, определив в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2009) требования к личностным, метапредметным и предметным результатам развития младшего школьника.

Весьма вероятно, что Федеральный государственный образовательный стандарт основного и среднего (полного) общего образования также будет включать в себя подобные требования к результатам освоения основной образовательной программы подростками и старшеклассниками.

Можно ли все это учесть в педагогической деятельности уже сегодня?

К сожалению, личный опыт в качестве школьного администратора и общение с педагогами-предметниками в рамках КЭП показывают то, что учителя боятся выпускать из-под контроля детскую инициативу, страшатся самостоятельности школьников, не видят необходимости предлагать учащимся быть соавтарами образовательного процесса.

Кто-то из читателей может возразить: «Но ведь у таких учителей всегда тихо! А «железная» дисциплина всегда была залогом освоения  нужного учебного содержания каждым школьником!!! Зачем, что-то менять?»

Тогда давайте посмотрим, как чувствуют себя дети и сами педагоги при такой организации образовательного процесса. На учебных занятиях у таких педагогов школьники чаще выступают в роли пассивных созерцателей. Как следствие большое эмоциональное напряжение учителя оборачивается профессиональной неудовлетворенностью в низкой отдаче, а дети  к выпуску из школы обретают устойчивую иждивенческую позицию и как следствие теряют интерес к предмету.

Согласитесь, знакомая картина.

Как избежать этого?

Прежде всего, стоит посмотреть на школьников как на людей, для которых процессы поиска себя и совершения нелепых поступков являются нормальным состоянием возраста. Нужно перестать бояться инициативы ребенка. Просто нужно направить ее в нужном направлении, окультурить.

Учитель-предметник средствами содержания своего предмета и педагогическими технологиями может помочь школьникам не только познакомиться с окружающим его миром, но и обрести нужный социальный опыт, стать увереннее, мобильнее, самостоятельнее, т.е. достичь не только предметных, но и личностных, и метопредметных результатов.

Для этого требуется пересмотреть некоторые педагогические позиции. Например, технологию подготовки учителя к учебному занятию.

Как предметные, так и метопредметные результаты ребенка нуждаются в систематическом контроле, т.е. проведении таких учебных занятий, на которых ребенок будет вынужден демонстрировать их. Как этот контроль организовать? Например, участие ребенка в учебном занятии, которое проводится в форме спор-клуба, потребует от него умение работать в команде, умение слушать и слышать собеседника, создавать совместный план действий и т.д. Но чтобы данное занятие прошло успешно, на предыдущих занятиях потребуется отработать отдельные элементы перечисленных действий. Нужна групповая работа. Нужны ситуации, побуждающие детей задавать вопросы после прослушанного выступления и т.д. Если это не учесть во время текущего (поурочного) планирования, то успешное проведение учебного занятия в форме спор-клуба станет очень проблематичным.

Предлагаемая читателю на примере работы учителя истории технология календарно-тематического планирования возможна для применения любым педагогом-предметником.

И так, подробнее о том, что нам всем так знакомо, что изначально определяет или успех, или неудачу ребенка в достижении предметных, метопредметных и личностных результатов.

 

Продолжение статьи здесь.

Блочно-модульное планирование: секрет качественного планирования. Скачать.

 

Если Вам понравилась наша статья, оставьте комментарий.

Вверх