Система контроля учителя

Система контроля учителя как педагогический инструмент управления личностным развитием ребенка школьного возраста: от теории к практике

 

Любая система предполагает научное обоснование. Человеку гораздо легче принять или найти правильное решение, если он

знает каким и почему оно должно быть.

При выстраивании системы контроля качества образования  как педагогического инструментария управления личностным развитием ребенка лучше ориентироваться на следующие научные положения:

  1. Социальное партнерство – важная норма общественных отношений в современном мире.
  2. Субъектные отношения – обязательное условие личностного развития ребенка.
  3. Зона ближайшего развития – социальный лифт, ускоряющий личностное развитие ребенка, в силу совпадения действий педагога с возрастными потребностями обучающегося.

Современное общество нуждается в таком социальном партнерстве, которое предполагает паритетность (равенство) интересов между партнерами, если они хотят участвовать в совместной деятельности.  Совместная деятельность также предполагает признание партнерами прав друг друга на обособленность (свое видение мира), самостоятельность (право на свой выбор) и правоспособность (наличие закрепленных в законе за личностью прав и обязанностей). Таким образом, рассматривая систему контроля с позиции обязательного требования современного общества, необходимо при ее создании учитывать то, что она должна предполагать соблюдение прав как учителя, так и ученика.

Если исходить из постулата «субъектные отношения являются обязательным условием личностного развития ребенка», то система контроля качества образования должна выстраиваться с учетом педагогических принципов «Ребенок – субъект общественных отношений», «у ребенка, как и у учителя, есть право свободного выбора», «Должен как право, а не обязанность», «Выявить и помочь, а не поймать и уличить». Соблюдение этих принципов позволяет ребенку научиться принимать решение с учетом соблюдения не только личного «хочу», но и общественного «надо».

Если рассматривать «зону ближайшего развития» условием возникновения паритетности (совпадения) интересов между взрослым и ребенком, то возможно понять, что и почему в образовании стоит ставить на контроль. В начальной школе одним из мотивов к развитию ребенка является поиск ответа на вопрос: «Каким я хочу быть?». В основной школе перед подростком стоит задача развития своих талантов и способностей. В старшей – профессиональное самоопределение.  Таким образом, находясь в основной школе, подросток заинтересован в том, чтобы знать, успешно ли он развивает свои общеучебные и предметные умения и навыки.

Кроме научных положений система может предполагать наличие каких-то профессиональных позиций, скажем, правил. К ним можно отнести следующие правила.

 

Продолжение статьи здесь.

Система контроля учителя. Скачать.

 

 

Если Вам понравилось наша статья, оставьте комментарий.

Вверх