Как организовать экскурсионные дни

Социализация — результат встречи школьников с окружающим сообществом. Как её успешно организовать в условиях ФГОС ОО?

Реализация «Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» (как части образовательной программы начального общего образования) и «Программы воспитания и социализации обучающихся» (как части образовательной программы основного общего образования).

 

«Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников» (1-4 классов)

В рамках экскурсионных дней приобщения младших школьников к культурному наследию России и мира с учетом возрастных особенностей и образовательных потребностей школьников 1 – 4 классов происходит:

  • приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям с целью расширения их кругозора и развития у них общей культуры,
  • формирование у обучающихся активной деятельностной позиции, ценностных ориентаций, социальных компетенций и моделей поведения с целью культивирования у них потребностей в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности;
  • развитие у обучающихся коммуникативных навыков, навыков самоорганизации, направленных на расширение опыта их позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры (требования ФГОС НОО).
«Программа воспитания и социализации обучающихся» основной школы (5-9 классов)

В рамках реализации «Программы воспитания и социализации обучающихся» как части образовательной программы основного общего образования требуется помочь школьникам в их профессиональном самоопределении с «целью формирования у них готовности к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, учетом потребностей рынка труда».

Профессиональное самоопределение в условиях экскурсионных дней предполагает учет возрастных особенностей и образовательных потребностей школьников 5 – 8/9 классов и направленно на

  • информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности,
  • знакомство обучающихся с вариантами их профессионального образования и перспективами выбранной профессиональной деятельности,
  • приобретение обучающимися практического опыта в области профессиональной деятельности, соответствующей интересам и способностям обучающихся.

Организационные вопросы

Реализация представленных программ может проводиться в отличной от учебных дней форме, например, в виде экскурсионных дней.  Количество дней и правила проведения могут быть установлены приказом директора образовательного учреждения.

Экскурсионные дни являются внеурочным временем (количество внеурочных часов  оговаривается ФГОС НОО и ООО), предполагают оплату работы педагогов и приказ о проведении.

Содержание отдельно взятого экскурсионного дня планируется классным руководителем, согласовывается с руководством школы и родительской общественностью.

Родительская общественность привлекается для проведения экскурсионных дней на добровольной основе. Участие родительской общественности в организации экскурсионных дней отражается в решении родительского собрания класса.

Вопрос привлечения родительской общественности к организации экскурсионных дней оговаривается администрацией школы на очередном заседании Управляющего совета и протоколируется в его решении.

При получении согласия со стороны Управляющего совета, проводится обучение педагогов

  • выбору содержания экскурсионных дней совместно с педагогами-предметниками,
  • планированию экскурсионных дней,
  • выбору способов проведения экскурсионных дней.
АНО Центр результативного образования оказывает помощь в проведении экскурсионных дней.
Мы проводим обучение педагогов и представителей родительской общественности по организации экскурсионных дней как инструментов успешной социализации школьников.  Предлагаем им познакомиться с электронной площадкой, включающей открытое предложение по посещению учреждений культуры, дополнительного образования, спорта, предприятий и т.д., способами организации экскурсий и оплаты (транспортных, экскурсионных, организационных услуг).

 

Классные часы — форма реализации внеурочной деятельности, проводимая классным руководителем. Часы внеурочной деятельности могут чередоваться с часами урочной деятельности.

Например в предпраздничные дни или на предпраздничной неделе классные часы могут стоять с 4 урока и занимать 4-6 уроки как часы, проведенные с учащимися в иной форме. Возможно вообще под экскурсию выделять целый день.

Для проведения таких экскурсионных часов требуется только приказ директора учреждения с назначением классного руководителя ответственным

  • за организацию учебного времени в иной форме и
  • за жизнь и здоровье детей во время самой экскурсии.

При заказе автобусной экскурсии ответственность за жизнь и здоровье детей/всех пассажиров во время движения автобуса несет автобусная компания, она для этого получает страховое свидетельство от соответствующей организации. Туристическое агентство обеспечивает своего сопровождающего, таким образом двух взрослых на сопровождение детей во время экскурсионной поездки вполне достаточно (по количеству выходов из автобуса). При необходимости можно взять 1-2 родителей. Но практика показывает, что родители чаще едут в качестве контролеров, чем помощников учителя. Ими приходится управлять.

Памятка для взрослого, сопровождающего детей во время автобусной экскурсии.

  1. Попросите родителей в дорогу купить детям маленькие, а не большие бутылочки с водой. Бутылочка с водой — персональная вещь, а не коллективная вещь на весь автобус.
  2. Возьмите с собой мешок для мусора, туда можно собрать фантики от еды, которую возьмут с собой дети и съедят в автобусе.
  3. Возьмите с собой пакеты для тех детей, которых может стошнить. Спросите у родителей как быть в этой ситуации.
  4. Сводите детей в туалет перед посадкой в автобус: в начале поездки, по прибытии в музей, после экскурсии до посадки в автобус.
  5. При необходимости закажите обеды, особенно, если экскурсионный день длинный.
  6. После самой экскурсии помогите детям вспомнить, что они видели и узнали на экскурсии. Поблагодарите с детьми экскурсоводов, работников музея и водителя автобуса. Попросите детей дома поблагодарить за экскурсию своих родителей.

 

Если Вам понравилось наше предложение, оставьте комментарий.

Если Вы работаете в Москве, то мы поможем Вам организовать экскурсии так, чтобы свести к миниму потраченное Вами и вашими родителями время на организацию уроков в иной форме.

Как создать образовательную среду, направленную на реализацию всех подпрограмм Образовательной программы учреждения в начальной школе, можно прочитать на разных страницах нашего  сайта

Интегрированная среда: Монография, глава 1.

Постоянная ссылка: http://ano-obr.ru/socialnoe-vzroslenie-publikacii/socialnoe-vzrosl…veka-monografiya

Программа и пособие для младших школьников: Внеурочная деятельность. Измеряем личностные достижения.

Постоянная ссылка: http://ano-obr.ru/socialnoe-vzroslenie-publikacii/v-pomoshh-uchite…nachalnoj-shkoly

Классные часы в начальной школе.

Постоянная ссылка: http://ano-obr.ru/klassnomu-rukovoditelyu/tema-dlya-klassn…-pervoklassnikov

Вверх